• Традиции
    Традиции
  • ГТО
    Спортивные достижения
  • Воспитательный уклад
    Воспитательный уклад
  • Музей - школе
    Музей - школе
  • ЮИД «Азбука дорог»
    ЮИД «Азбука дорог»
  • Методический кабинет
    Методический кабинет
  • Профилактическая работа
    Профилактическая работа
  • Антитеррор
  • Профориентация
    Профориентация
  • ОРКСЭ
    ОРКСЭ
  • Учитель года
    Учительгода
  • e-Lib
    e-Lib
  • Социальные ролики
    ролики

Положение об инновационной деятельности (см. раздел Документы)


Структура инновационной деятельности

Тема исследования: воспитательное пространство школы – важнейшее условие повышения качества образования.
Цель исследования: разработка оптимальных условий построения воспитательного пространства школы, способствующего повышению качества образовательного процесса (уровень воспитанности, результативность учебной деятельности, здоровье обучающихся, творческий потенциал, участие в научно-исследовательской деятельности и олимпиадном движении города, рост личностной ориентации, расширение сферы самообразования, обеспечение условий самореализации и саморазвития, усовершенствованная система управления и самоуправления).
Объект исследования: воспитательное пространство школы.
Предмет исследования: комплекс педагогических условий, факторов и механизмов построения воспитательного пространства школы в целях повышения качества образования.
Гипотеза исследования: образовательная среда школы будет иметь воспитывающий, развивающий и здоровьесберегающий характер и более высокие результаты, если она будет создавать условия для проявления и развития духовно-нравственных, интеллектуальных и творческих возможностей обучающихся в соответствии с возрастными, индивидуальными и социальными особенностями их развития. 
Задачи исследования
1.Изучить соответствующую психолого-педагогическую литературу.
2. Провести системный и глубокий анализ используемых в школе технологий, методов и форм воспитания детей, традиций и культурных начинаний.
3.Процесс воспитания строить на духовно-нравственных основах и обеспечить ему системообразующую и ведущую роль в образовательном процессе.
4. Исходя из особенностей контингента, типа образовательного учреждения, региональных особенностей социокультурной среды г.Тюмени, разработать дидактические и психологические условия построения воспитательной среды и провести ее адаптацию в условиях школы.
5. Разработать и осуществить программу педагогической и психологической подготовки сотрудников школы. 
Новизна данного исследования заключается в построении модели обогащенной воспитательной среды школы, основанной на триединстве таких компонентов, как духовность + интеллект + креативность, через:совместное проживание воспитательного уклада школы всеми субъектами образовательного процесса, органично включающего в себя все направления воспитательной деятельности;интеграцию основного и дополнительного образования через работу Центра дополнительного образования;обогащение воспитательных технологий.


Воспитательные технологии, рекомендованные к использованию педагогам школы
 

Название технологии, авторы Классификационная характеристика Эффективность применения
1.Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел, орлятская педагогика) Методологический подход:системный, деятельностный, общественно ориентированный, стратегический. Характер содержания:воспитательный, светский, общеобразовательный, гуманистический, проникающий. Тип управления: система малых групп + «консультант». Методы: игровые + поисковые + творческие. Организационные формы:клубная, групповая + индивидуальная. Характер воспитательных взаимодействий: технология сотрудничества. Целевые ориентации:воспитание человека – творца, гуманиста, борца; формирование системы стержневых отношений: к Родине – патриотизм, преданность идее; к труду – трудолюбие, широта знаний, ответственность; к обществу – коллективизм, сознательное отношение к общественному долгу, принципиальность; к людям – забота, гуманизм, доброжелательность, отзывчивость; к себе – как товарищу других людей, ответственность, дисциплинированность, мужество.
  • Совместная деятельность взрослых и детей, позволяющая участвовать в коллективном планировании, творчестве, анализе, направленная на общую пользу.
  • Сформированная система проведения внутриклассных «Огоньков» (нет классных часов): тематических «Огоньков» - анализов дела, цикла, учебного семестра и т.д.
  • Школа – не подготовка к жизни, а сама жизнь. Воспитание неразрывно связано с образом жизни.
  • Позволяет включить детей в улучшение окружающего мира.
  • Удовлетворение потребностей личности в самовыражении, самоуважении.
- Я +Я
  • Сформировались этапы развития интересов и потребностей: заинтересованность →интерес → увлеченность коллективной жизнью→ удовлетворенность от самореализации → стремление к высшим целям → самосовершенствование.
  • Коллектив используется как средство всестороннего развития личности, как главная сфера жизнедеятельности.
  • Развитие коллектива имеет циклично-этапный характер, а не замыкается на 3-4 стадиях.
  • Основная ставка делается на микроколлектив.
  • Главной организационной формой любого звена в классе и в школе – КТД (предварительная работа → коллективное планирование→ коллективная подготовка→ проведение КТД→ коллективное подведение итогов→ последействие).
 
 
Название технологии, авторы Классификационная характеристика Эффективность применения
2. Технология воспитания на основе системного подходаЛ.И.Новиковой, В.А.Караковского, Н.Л.Селивановой. Методологический подход: системный, комплексный, деятельностный. Характер содержания:воспитательный + обучающий, светский, общеобразовательный. Тип управления: система малых групп + «консультант». Методы: игровые + творческие. Организационные формы: классно-урочная + клубная, индивидуальная. Характер воспитательных взаимодействий: сотрудничество. Целевые ориентации:формирование личности – главная цель. Сверхцель – всестороннее и гармонически развитая личность. Развитие социальной активности, творческих способностей. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек. Формирование самосознания, осознания собственного Я.
  • Приоритет функции воспитания перед обучением.
  • Не одно воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно в отрыве от целой системы влияния. Дает возможность воспитание сделать системным.
  • Дает возможность школы существовать для детей, а не детей для школы.
  • Общешкольный коллектив рассматривается как решающее воспитательное средство.
  • Высокий уровень неформальных межличностных отношений. Организация разновозрастного общения (создание в школе воспитательных центров – музей, студии, школы начинающего исследователя и т.д.).
  • Воспитание крупными дозами.
  • Идеи воспитывающих ситуаций (методика параллельного действия).
  • Средовый подход. (Школа – «центр» в окружающей среде).
 
 

 Диагностика и анализ воспитательного процесса

Критерии Показатели Диагностические средства Уровневая характеристика (анализ)
1. Соответствие содержания, объема и характера воспитательной работы условиям и возможностям школы. Адекватность содержания, объема и характера воспитательной работы условиям, возможностям, способностям и потребностям учителей и учащихся гимназии.
  • Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.
  • Педагогическое наблюдение.
  • Методика изучения удовлетворенности учащимися школьной жизнью» (А.А.Андреев)
Содержание, объем и характер воспитательной работы полностью соответствует способностям и потребностям учителей и учащихся. Продуктивное использование материально-технической базы школы для организации эффективной и внеучебной деятельности, развитие потребности в самоопределении в условиях школы.
2. Скоординированность планов и действий пед.коллектива, организаций и объединений, работающих в школе.
  • Единство целей, задач и направлений деятельности;
  • скоординированность действий педагогов, влияющих на становление личности
школьников.
  • Методы экспертной оценки всех участников воспитательного процесса.
  • Педагогическое наблюдение.
Цели, задачи и направления деятельности соответствуют концептуальным положениям воспитательной системы школы.
3. Связь учебной и внеучебной деятельности школьников и учителей              
  • Конкурсы;
  • олимпиады;
  • научно-исследовательская деятельность.
  • Количество побед на интеллектуальных состязаниях различных уровней.
  • Школьный тест умственного развития (ШТУР).
  • Методика «Диагностическая контрольная работа». (В.Н.Максимова).
Учебная деятельность активно стимулирует научно-исследовательскую и конкурсную деятельность, активизирует интеллектуально-познавательную и творческую деятельность во время недель наук, работы НОУ, Школы начинающего исследователя.
4. Сформированность школьного коллектива, устойчивые межвозрастные связи и общение.
  • Единство взглядов и убеждений;
  • наличие детского самоуправления;
  • система традиций.
  • Методика М.И.Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления».
  • Методика определения общественной активности учащихся (Е.Н.Степанов).
  • Тест-опросник «Моя любимая школьная традиция».
Активная совместная деятельность взрослых и детей способствует активному проявлению инициативы, творчества и самовыражения. Это позволяет сформировать воспитательный Уклад, ярко и интересно проживать школьные традиции, активно работать органам самоуправления: Совету школы, совету дежурных командиров, НОУ.
5. Наличие единого ценностного и целевого поля субъекта воспитательного процесса
  • Система ценностных ориентиров;
  • средство духовного и материального порядка.
  • Тест Н.Е.Щурковой «Размышления о жизненном опыте».
  • Методика С.М.Петровой «Пословицы».
  • Смотр – конкурс «Ученик года».
Учащиеся школы (в большинстве) характеризуются умением составлять индивидуальный творческий маршрут в соответствии с социально-ценностными ориентациями, определять собственное поведение.
6. Воспитанность школьников.
  • Духовно- интеллектуальные качества;
  • нравственность;
  • гражданственность и патриотизм;
  • эмоционально – этические чувства.
Методика «Определение уровня воспитанности школьников на основе изучении их отношений к духовно-нравственным ценностям». Учащиеся (в большинстве) характеризуются активной общественной и гражданской позицией, наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении лишь ситуативно, высокая степень готовности к восприятию ценностей мировой культуры, средний уровень отношения к здоровому образу жизни.
7. Психологический климат.
  • Организационная культура;
  • комфортность в системе взаимоотношений.
Методика Р.С.Немова «Социально-психологическая самостоятельность коллектива». Методика «Наши отношения» (Л.М.Фридман). В ряде классных коллективов недостаточная комфортность во взаимоотношениях не в полной мере способствует раскрытии потенциальных возможностей
8. Организация жизнедеятельности школьников соответственно выработанным ими законам и правилам.
  • Традиции;
  • устав школы;
  • правила внутреннего распорядка.
Педагогическое наблюдение Действие учащихся не всегда соответствуют выработанным законам, правилам и нормам. Уровень социальной ответственности не достаточно высок.
9. Удовлетворенность образовательной деятельностью.
  • Социальный статус;
  • эмоциональное отношение к учебно - воспитательному процессу.
Методика Е.Н.Степанова для исследования удовлетворенности и детей, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе. Сочинения школьников и устная оценка родителей в период анализа образовательной деятельности (в конце учебного года). Для всех участников образовательного процесса характерен благоприятный социальный статус, удовлетворенность процессом собственной деятельности, достижением успехов, гуманное отношение к окружающему.
 
Ожидаемый результат
 - рост уровня воспитанности;
- улучшение результативности учебной деятельности;
- сохранение здоровья обучающихся;
- рост творческого потенциала;
- участие в научно-исследовательской деятельности и олимпиадном движении города;
- рост личностной ориентации;
- расширение сферы самообразования;
- обеспечение условий самореализации и саморазвития;
- усовершенствованная система управления и самоуправления;
- формирование воспитательного уклада школьной жизни.

Этапы исследования

I.        Организационный этап 2010-2011 уч.год
Изучение теоретических основ проблемы и имеющегося практического опыта. Организация творческого коллектива для осуществления исследования. Оценка условий, необходимых для проведения исследования. Определение готовности школьников и их родителей к участию в исследовании. Разработка процедуры оценки показателей воспитательной среды. Подбор методов, форм, воспитательных технологий, влияющих на повышение качества образования. Экспертиза I этапа.
II.        Практический этап – 2011-2013 уч.годы
Осуществление программы исследования. Апробация методов, форм, воспитательных технологий, влияющих на качество образования. Выявление из них наиболее оптимальных. Применение всех диагностических методик. Фиксация хода исследования, промежуточных результатов.
 III.        Заключительный этап – 2013 – 2015 уч.годы
Реализация апробированных воспитательных программ и технологий с сопутствующей корректировкой. Уточнение критериально-оценочных показателей. Отбор наиболее оптимальных диагностических методик. Устранение выявленных негативных последствий и потерь. Определение пределов применяемости новых методик, условий наиболее эффективного ее использования. Расширение базы исследования.